Цивилизации Америки до Колумба
1. Ацтеки
Столица - Теточтитлан на озере Тескоко. Военная империя ацтеков , построенная на насилии и тирании . По целям и задачам государство ацтеков напоминало Хеттию Древнего Мира.
Теночтитлан — название древнего города, столицы ацтеков, разрушенной в 16 веке завоевателями — испанскими конкистадорами под предводительством Эрнана Кортеса. Сегодня от Теночтитлана остались одни лишь развалины. Лежат они практически в самом центре современной столицы Мехико. Каждый, кто посещает их, поражается тому, насколько большим и прекрасным был этот древний город в пору своего расцвета. Теночтитлан был образован в 1325 году посреди солёного озера Тескоко. Почему именно посреди озера? Всё предельно просто: так повелел ацтекам бог солнца и войны Уицилопочтли. Пришлось немало потрудиться, чтобы соорудить на воде целое поселение. Постепенно город разросся. В нём появились дамбы и мосты, каналы и озёра, по которым передвигались посредством лодок — почти как в современной Венеции. Порядка 300 храмов возвели богобоязненные ацтеки. Чтобы город процветал, они регулярно приносили человеческие жертвоприношения. Подходил к концу второй век существования Теночтитлана. Ничто не предвещало беды, как совершенно неожиданно на город напало войско испанских конкистадоров. В течение нескольких месяцев оборонялись ацтеки, но так и не смогли устоять под натиском завоевателей. Великий город пал. Местные жители были уничтожены, а постройки разрушены. Тем не менее, до наших дней дошли руины Теночтитлана. Сегодня они являются одним из самых популярных туристических мест во всей Мексике.
АЦТЕКСКОЕ ПИСЬМО – пиктографическая письменность с элементами иероглифики. Обслуживало в 14-16 веках ацтекский, или науатльязык (nāhuatl, nāhuatlàtōlli, mexìcatlàtōlli – самоназвания одного из индейских языков юто-ацтекской семьи, которую включают в гипотетическую тано-ацтекскую филу).
1.2. Ольмеки 1500 - 400 до н.э.
1.3. Сапотеки 700 до н.э. - 1521 н.э.
2. Майя
Майя , как и древние греки и сирийцы , не имели единого государства . Их общество состояло из союзов городов - государств , таких как Паленке , Чичен - Ица , Ушмаль в Мексике , Тикаль и Киригуа в Гватемале , Копан в Гондурасе и Хойя -де - Серен в Сальвадоре. Основой экономики майянских полисов была торговля , процветавшая несмотря на бесчисленные конфликты с соседями. Майя известны благодаря своему искусству , архитектуре , астрономии , а также письменности .
2.1. Чирики - цивилизация на территории современных Коста- Рики и Панамы.
Столица - Куско ( Пуп Земли ) . Авторитарное , коммунистическое и научное государство инков Тауантисуйу жило по принципам плановой экономики . Использовали узелковое письмо кипу , передававшее , в основном, числовую информацию. Многое в жизни инков схоже с Древним Египтом .
Кипу (от слова quipu, означающего на языке кечуа «узел») — так называемое узелковое письмо, мнемоническая и счетная система, которая использовалась еще в доинкских цивилизациях с III тысячелетия до нашей эры. Впрочем, такая ранняя находка единична — следующая датируется уже VII веком нашей эры. Кипу существовали до 1725 года, однако к этому времени искусство их чтения было уже фактически утрачено. Главным образом эта система была нужна для сбора и хранения информации, относящейся к разного рода учету, — чиновники, совершая поездки по провинциям, подсчитывали и записывали с помощью кипу собранные налоги, количество урожая, населения, скота, объем ремесленного производства. В первые годы после испанского завоевания Перу испанские чиновники часто полагались на кипу, чтобы улаживать споры о взимании местной подати или в вопросах производства товаров. Кроме того, испанские летописцы установили, что кипу использовались в основном как мнемонические устройства, чтобы передавать и записывать в числовом формате информацию. Кипукамайоки (от кечуа — «khipu kamayuq», т.е. «чиновник, ведающий кипу» или «тот, кому поручено кипу») могли быть вызваны в суд, где их отчёты считались юридическим документом о произведённых в прошлом платежах.
Планомерное изучение кипу началось только в 1923 году, когда узелками заинтересовался историк Лиланд Локк. Но он рассматривал узелковое письмо только как способ передачи математических данных, и понадобился не один десяток лет, чтобы изменить этот взгляд. Сейчас многие ученые полагают, что цветные узелки инков постепенно развивались в сложную систему трехмерной письменности (наподобие азбуки Брайля). Сегодня в музеях и частных коллекциях находится всего лишь 600 чудом сохранившихся экземпляров древнего кипу. Археолог Корнельского университета Роберт Асчер высказал предположение, что кипу – особая форма письменности. Математики определили, что при создании кипу инки использовали бинарную кодировку, наподобие той, которая лежит в основе современных компьютерных языков. Ученые также полагают, что если кипу – действительно форма письменности, то она не передает обычную разговорную речь, а является чем-то вроде нотной записи или того же компьютерного кода.
2005 , впервые появилась версия, что кипу могут содержать не только данные о цифрах, но и текст. В статье, вышедшей в журнале Science, антрополог Гэри Эртон и математик Керри Брезин предположили, что последовательность из трех характерных «узлов в виде восьмерки» в одном из кипу может кодировать топоним, имя создателя «документа» или какой-то предмет.
2017 , вышла в свет книга профессора Гарвардского университета Гари Уртона «Знаки инкского кипу» (в оригинале — Gary Urton «Inka History in Knots: Reading Khipus as Primary Sources»), в которой утверждается, что у инков письменность все-таки имелась, правда, особая, замаскированная под цветные веревочки, завязанные в узелки.
16 сентября 2022 , в первый год обучения в Гарварде Манни Медрано совершил археологическое открытие, отдыхая на каникулах. Благодаря помощи профессора Гари Уртона, специалиста по доколумбовым исследованиям, Медрано проинтерпретировал набор из шести кипу — шнуров, завязанных узлами. Сопоставив кипу с испанским переписным документом колониальной эпохи, Медрано и Уртон раскрыли понимание инской древней письменности глубже, чем когда-либо прежде, и пришли к выводам, которые могли бы помочь узнать больше о повседневной жизни андской цивилизации. Однажды, взяв книгу, он наткнулся на документ переписи населения Испании из того же региона и периода времени. «Многие цифры, которые записаны в этой переписи, полностью соответствовали тем шести шнуркам кипу», — говорит Уртон. Сами кипу состояли из 133 частей, отмеченных цветами. Совпадение было настолько удивительным, что Уртон упомянул про него студентам под конец занятий весной 2016 года. Для Медрано, который в тот день сидел в лекционном зале, это была слишком заманчивая зацепка, чтобы ее игнорировать. «Я подошел к нему и сказал: «Знаете, скоро весенние каникулы, и если нужен кто-то, кто потратил бы на это дело несколько часов, я бы с удовольствием взглянул», — вспоминает Медрано. Медрано тогда был первокурсником. Он занимался математикой, но всегда находил археологию интересной и захватывающей, поэтому записался на курс Уртона по цивилизации инков, желая изучить тот период истории. Уртон разрешил Медрано ознакомиться с кипу из долины реки Санта и переписью населения Испании. «[Я не думал], что он ожидал многого, потому что до меня один или двое смотрели на это, и ничего не могли придумать, что с этим делать дальше», — заявляет Уртон. Кипу, о которых идет речь, находятся в частной коллекции в Перу, поэтому Медрано работал с зашифрованными данными, которые Уртон записал в базу данных кипу. Медрано вспоминает, как просматривал электронные таблицы в Microsoft Excel, рисовал графики и наслаждался охотой на похожие кипу. «Люблю развлекаться, решая различные головоломки, судоку в самолете или что-то подобное, но это гораздо серьезнее» — говорит студент. «Люблю также находить секреты, спрятанные в далеком прошлом», — добавляет Медрано. Медрано из мексиканско-американской семьи и говорит по-испански, поэтому чтение испанского документа про перепись населения не было проблемой. Работа с цифрами и данными также было для него обычным делом в силу изучаемого профиля. Задача, как отмечают Уортон и Медрано, соответствовала как интересам, так и навыкам. «Не каждое археологическое исследование ведется в Экселе», — подмечает Медрано.
3.1. Мочика I - VIII век н.э.
На северном побережье Перу существовала цивилизация мочика (позже царство Чимор, или Чиму со столицей Чан-Чан). Это было самое развитое образование индейцев во всей Южной Америке, превосходившее по своему уровню культуры даже инков. Именно здесь были найдены следы протописьменности: т.н. знаки на разноцветных фасолинах. Обнаружил и описал это явление Ларко Ойле, который насчитал до 300 комбинаций 90 вариантов фона с 26 мелкими графическими элементами. Считается, что «знаки на фасолинах» являются предметным письмом, которое, как и кипу, служило статистическим целям: фиксировало числовые комплексы определенных предметов.
3.2. Чачапойя ( Царство Людей Облаков , Американская Шамбала ) 500 - 1470 гг. н.э.
Города чачапойя на вершине гор , такие как - Куэлап , Гран - Пахатен ... восхищают.
3.3. Чиму 1250 - 1470 н.э.
Раковины спондилусов индейцы чиму использовали в качестве денег.Тропическая морская раковина Спондилус Региус розовато-бордового оттенка с ребристой поверхностью и длинными шипами светлого цвета.Спондилусы часто называют "колючими устрицами", но сгруппированы они в надсемействе морских гребешков. Примечательно то, что их створки соединяются между собой шарнирами, а не зубчатыми петлями, что чаще всего встречается у других двустворчатых моллюсков. Этот вид моллюсков пользуется большой популярностью у коллекционеров, благодаря своему экзотическому внешнему виду. Очень красивые деньги.
4. Муиски и тайрона
Высоко религиозное сообщество , известное европейцам как Эльдорадо. Аналог в истории Древнего Мира - Израиль и Вавилон.
5. Антильские майя ( таино )
Антильский сухопутный мост и цивилизации на нем .
Подводные руины ( Куба ) до 50 тыс. до н.э. , Атлантика
«Правительство США получило доказательства существования подводного города во время кубинского ракетного кризиса в 60-х годах прошлого века. Атомная подводная лодка тогда передвигалась в течении Гольфстрим глубоко в море, где обнаружили структуру пирамид»
1998 ,известный американский атлантолог Дэн Кларк заявил, что нашел остатки древней цивилизации около Кубы, его подняли на смех. Однако всего через три года канадская экспедиция обнаружила в заливе Гуанахасибибес, у западной части Кубы, руины подводного города, возраст которого — свыше 8000 лет. После этого Кларк почти десять лет искал деньги на экспедицию.
октябрь 2012 , мир сотрясло новое громкое заявление ученых и журналистов об обнаружении подводного города. Как заявили двое ученых, Пол Вейнцвейг и Паулина Залитски, используя роботы-субмарины в найденной части подводного города им удалось обнаружить пирамиды и другие искусственные сооружения. Неожиданно на глубинах от 600 до 750 метров, в точке с координатами 21°46′21″ с. ш. 84°50′12″ з. д… эхолот показал множественные геометрически формы, напоминающие строения созданные человеком.
2016 , Гренвиль Дрейпер из Международного университета Флориды считает весьма маловероятным, чтобы такое могло произойти: «Ни о какой катастрофе такого масштаба никогда не сообщалось». Если Дрейпер прав, и город не мог затонуть, то мы будем вынуждены признать, что он был построен примерно на той же глубине, на которой находится сейчас. Другими словами, мы пришли к абсурдному заключению, что город был построен под водой! Хотя сторонники теории водных обезьян могут не согласиться, становится ясно, что мы зашли в тупик. А что, если существует альтернативная теория, объясняющая существование сооружений на такой глубине?
Существование цивилизации на Антильских островах . Жители Антильских островов именовали себя таино , а своих богов Семи. Городище Когуан на Пуэрто - Рико признан одним из центров мультикультурной цивилизации таино. Для общения между островами использовался язык араваков , в центре религии таино находились галюциногенные бобы кахоба.
Майя писали свои книги на коже ягуаров , оленей и ламантинов. Ещё в XVI веке у майя существовали обширные библиотеки , но они были уничтожены конкистадорами и христианскими миссионерами . До наших дней дошли 4 кодекса майя , однако подлинность Кодекса Гролье ставится под сомнение . В XVII веке , на территории стран Центральной Америки , потомки майянской знати - касики начали активно излагать историю своей цивилизазации как на испанском , так и на местном наречии . Так появились сборники " Чилам - Балам " и цивилизация майя получила своё информационное продолжение. Аналог в истории Древнего Мира - Эгеида .